Диплом:Разработка маркетинговой стратегии фестивального проекта на примере Международного фестиваля культур народов мира «Территория мира»» (г.Калининград)
В связи с географическими, политическими, демографическими особенностями Калининградской области, и социокультурной необходимостью подобного фестивального проекта, в 2012 г. Правительством Калининградской области и Министерством культуры Калининградской области при поддержке Министерства культуры РФ было принято решение об учреждении Международного фестиваля культур народов мира «Территория мира». Таким образом, впервые международный фестиваль культур «Территория мира» прошел 14 августа 2012 г. в Калининграде на острове Канта, и проходил под девизом «Культура – основа цивилизованного мира», рис.2.1.
Цели и задачи Фестиваля представлены на рис.2.2.
Основными организаторами Фестиваля являются: Министерство культуры РФ, Министерство культуры Калининградской области, Правительство Калининградской области и др., рис.2.3. Генеральными спонсорами Фестиваля культур «Территория мира» являются: Сбербанк России и LiteForex, рис.2.3. Партнерами Фестиваля являются: Бюро Таможенных услуг, региональный информационный центр туризма калининградской области, Комсомольская правда, Российская газета, Медиагруппа Западная пресса и др., рис.2.3.
За четыре года проведения Фестиваля в нем приняли участники из 18 зарубежных стран и 16 регионов России. Зарубежными странами, принимающие участие в Фестивале являются: Турция, Франция, Япония, Польша, Молдова, Литва, Латвия, Германия, Дания, Индия, Кипр, и др. Российские города, принимающие участвующие в Фестивале: Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Архангельск, Владимир, Севастополь, Тамбов, Череповец, Самара, Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Киров и др.
Перечень стран – участников Фестиваля определяется Оргкомитетом Фестиваля ежегодно. Страна – участник представляет организаторам Фестиваля за месяц до его открытия два видеоролика на русском языке: один видеоролик презентационный о стране(продолжительностью 5 мин., для показа в рамках вечерней программы); второй видеоролик -это краткая информация о символике страны и анонс творческой программы(продолжительностью 3 мин., для показа на гала-концерте открытия) и направляет в согласованные с Оргкомитетом сроки делегацию для участия в мероприятиях Фестиваля. В свою очередь, участникам Фестиваля за счет средств принимающей стороны предоставляются: сценические и выставочные площадки, техническое оборудование; трех разовое питание; проживание в гостиничных номерах в согласованные с Оргкомитетом сроки; транспортное обслуживание в черте города.
В программе фестиваля культур «Территория мира» в основном принимают участия профессиональные коллективы, но могут быть и самодеятельные участники. К участию в Фестивале приглашаются профессиональные и самодеятельные творческие коллективы, талантливые исполнители, мастера искусств, кулинарии, декоративно-прикладного творчества, деятели культуры разных стран. Профессиональными коллективами, принимающие участие в фестивале являются: государственный ансамбль танца «Баморо» и ансамбль Дойристов; российский роговой оркестр под управлением С. Поляниченко, Московский государственный академический театр танца «Гжель», государственный вокально-хореографический ансамбль «Русь» им. М. Фирсова (Самара-Уфа, Челябинск-Екатеринбург-Пермь- Киров); шоу «Болливудская феерия» ансамбля танца «TEAMWORKS ARTS INDIA», государственный академический Северный русский народный хор (Архангельск), государственный ансамбль песни и танца «Русский Север» (Череповец), ансамбль песни и пляски Черноморского флота (Севастопль), государственный академический ансамбль народного танца им. Игоря Моисеева (Москва), национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г.И. Цитовича, Литовский государственный ансамбль песни и танца «LIETUVA», Ирландское танцевальное шоу «LORD OF THE DANCE» (Дублин), Труппа фламенко Антонио Гадеса (Мадрид), «Бурановские бабушки» (Удмуртия), государственный ансамбль песни и танца Тамбовской области «Ивушка» (Тамбов) и другие, табл. 2.1.
Рассмотрим кратко характеристику основных профессиональных коллективов Международного фестиваля культур народов мира «Территория мира».
1)Танцевальный ансамбль «БАЗМОРО» появился в 2008г. под руководством известного балетмейстера Курбона Холова, в составе которого 14 танцовщиц. Несмотря на юный возраст, Танцевальный ансамбль «Базморо» сумел проявить характер, обрести свой оригинальный стиль и занять прочное место среди танцевальных коллективов Республики Таджикистана. В репертуаре ансамбля национальные классические и современные танцы. «Базморо» постоянный участник международных фестивалей танца, зрители Индии, Турции, Франции, Омана, Кувейта, Туркменистана по достоинству оценили грацию, изящество, темперамент таджикских танцовщиц. Оно и понятно, само название обязывает, ведь «Базморо» – это «Празднование» во славу таджикского танцевального искусства.
2)Ансамбль дойристов. Ансамбль дойристов организован под руководством маэстро Дадобоева. Ансамблю является участником многих празднеств в городах Республики Таджикистан и за рубежом. Молодым дойристам аплодировали в Омане, Кувейте, Индии, Франции, России, Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане. В репертуаре ансамбля множество программ, исполняемых на национальных ударных инструментах: дойре, таблаке, карнае, дарбуке, джембе, бонгах, конгах, рис.2.4.
3) Российский роговой оркестр под управлением С. Поляниченко(рис. 2.5) известный в России и зарубежом музыкальный коллектив из Санкт-Петербурга, возрождающий утраченную традицию исполнения исконнорусской Роговой музыки, жанр которой зародился в императорской России в середине 18 века.
Звучание Роговой музыки подобно органу. Аналогов исполнения Роговой музыки в мире до сих пор не существует. Роговой Оркестр уникален своей внутренней организацией. Один музыкант может извлечь из рога всего одну ноту, и только при совместном музицировании, отдельные ноты связываются и превращаются в цельное художественное произведение. Поэтому, Роговой Оркестр является ярким примером единства, где высочайшее индивидуальное мастерство каждого исполнителя во взаимодействии, служит залогом успеха всего коллектива. По исследованиям, проведенным в 2009г. московским Научно-исследовательским центром музыкальной терапии и восстановительной технологии, тембр звука, издаваемый роговыми инструментами, оказывает лечебное воздействие на организм человека. В репертуаре оркестра произведения признанных классиков и современных композиторов. В виду технической сложности исполнения, разучивание одного произведения оркестром занимает от трех месяцев до года, но это не мешает музыкантам постоянно расширять список исполняемых произведений. За плечами оркестра сотни концертов на российских и зарубежных сценах, среди которых Государственный Кремлевский Дворец, Георгиевские залы Московского Кремля и Эрмитажа, Красная площадь в Москве. Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, залы Московской и Санкт-Петербургской филармоний. Оркестр многократно гастролировал в Латвии, Литве, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Австрии, Голландии, Италии, Испании, Израиле, Польше, Белоруссии, Молдове, Армении, Бахрейне, Китае, США и, конечно, во многих регионах России. В составе Российского Рогового Оркестра двадцать музыкантов – студентов и выпускников Санкт-Петербургской консерватории, многие из которых, лауреаты всероссийских и международных конкурсов. В арсенале оркестра 96 уникальных по звучанию инструмента с диапазоном в четыре октавы, которые были изготовлены талантливым петербургским мастером Владимиром Головешко .
3)FOLKBEAT RF. Музыка FolkBeat – это традиционное славянское многоголосие, окруженное электронной аранжировкой, близкой к стилям IDM, trip-hop, dubstep, hip-hop, trance, и живым грувом, который создает Beatbox. Группа(рис.2.6.) исполняет песни разных времен, разных регионов и народов России, древние и современные, фольклорные и авторские произведения.
2015г. выдался для FolkBeat насыщенным: вышел дебютный альбом «IN MIXT», весной девушки приняли участие в телевизионном конкурсе «Главная сцена», где стали полуфиналистками. Готовится к выходу дебютный клип FolkBeat на авторскую песню «Шанс». Московская группа FolkBeat RF, позиционирующая себя как Independent folk group, выпустила дебютный альбом «IN MIXT». Изначально запомнившаяся зрителям оригинальным сочетанием русских народных песен и Beatbox-а, команда FBRF в новом альбоме представила слушателям композиции наполненные мощным электронным звучанием, близким стилям Trip-hop и IDM Music. Благодаря большому опыту работы с аутентичным материалом (все участницы группы FolkBeat RF ездили в этнографические экспедиции) народные песни в композициях FBRF звучат органично, а авторские не выбиваются из общего звучания. Такие песни, как «Сама иду по каменю», «Дождик», «Песня #1» созданы только с помощью человеческого голоса и битбокса. В альбоме «IN MIXT» мотивы Kraftwerk и Space – электронной музыки того времени, когда она была еще свежей, первобытной и особенно манящей, сплелись с безудержным драйвом народных песен, близких по духу композициям группы Baba Yaga. Группе FBRF удалось сохранить энергию и драйв живых выступлений, не потеряв фактуру народного многоголосия. FolkBeat RF в своем творчестве обращается к разным стилям музыки, но всегда главной остается песня, задевающая душу, пробуждающая воспоминания о чем-то далёком и одновременно близком и родном, о чем-то, что спрятано глубоко в подсознании человека.
4)Московский государственный академический театр танца «Гжель»(рис.2.7.), созданный в 1988г. известным хореографом, народным артистом России, профессором, академиком Владимиром Захаровым. Творческая направленность театра, определенная его основателем, заключается в том, чтобы средствами искусства рассказать зрителям об интересных явлениях народного быта, обычаях, традициях, о богатстве духовной жизни народа, о выдумке и фантазии русских умельцев, о врожденном чувстве прекрасного, тем самым внести свою лепту в сохранение и развитие национальной художественной культуры. Используя богатый фольклорный материал различных регионов России, воссоздаются картинки прошлого и настоящего, оживают прекрасные творения мастеров народных художественных промыслов: Гжели, Палеха, Хохломы, Дымкова, Финифти.
Театр «Гжель» – это собирательный образ российской красоты, высоких образцов национальной культуры. Основу театра составляет высокопрофессиональная труппа балета – выпускники хореографических училищ страны, обладающие широким творческим диапазоном. Артисты балета подкупают молодостью, искренностью, огромным потенциалом выразительных средств. Это единственная балетная труппа в мире, которая одновременно работает в двух направлениях: фольк + модерн (мюзик-холл).
5) Государственный вокально-хореографический ансамбль «Русь» им. М. Фирсова (рис.2.8) представляет программу «Русь Задорная». Художественным руководителем является заслуженный артист России Николай Литвинов. Балетмейстер-постановщик: заслуженный артист России Александр Ледовской. Яркое, полное юмора, задора и огня представление по мотивам народных праздников Руси. Программа построена на сочетании русского фольклора с элементами современных ритмов, с яркими сценическими зарисовками, музыкальными и хореографическими композициями, красочными декорациями и костюмами, светотехническими и сценическими спецэффектами. Владимирская земля всегда была щедра на таланты. И сегодня, даже в глубинке, в каждой деревне, можно встретить народный театр, звонкие, чистые народные голоса, гармонистов и плясунов. В летнее, вечернее время молодежь собиралась на берегу реки, где устраивались гуляния, игры, беседы и, конечно, танцы, забавы и другие развлечения. Программа «Русь Задорная» воссоздает атмосферу жизни Руси тех времен. Каждый номер программы – это отражение национального характера, духа, любви, мудрости и красоты русского народа. И, конечно, юмор, как неотъемлемый спутник жизни во все время .
6)Петербургский «Терем-квартет» – ансамбль-первооткрыватель, ансамбль-новатор и первый в мире ансамбль-композитор(рис.2.9.). Ансамбль давно стал символом Санкт-Петербурга и России. «Терем-квартет» часто выступает «посланником» Санкт-Петербурга на мероприятиях международного значения, именно по этой причине ансамбль называют «визитной карточкой города», ставя в один ряд с Эрмитажем, Мариинским театром, Русским музеем. Глубокая почвенность ансамбля, образ России, с которым он тесно ассоциируется, а также оригинальность и современность творческой мысли обеспечивают неизменное его присутствие на высоких правительственных мероприятиях и приемах, международных мероприятиях культурно-политического и общественно-политического значения.
Своими оригинальными аранжировками и авторскими произведениями, вызывающими восторг у слушателей в разных концах земного шара, «Терем-квартет» взорвал традиционные представления о музыке для народных инструментов и открыл новые грани их звучания. Коллектив впервые вывел народную ансамблевую музыку на сцены филармонических залов, подняв ее значимость на невообразимую высоту. Используя исконно народные принципы музицирования– театрализованную манеру исполнения, коллективность творчества – ансамбль создает композиции, близкие и понятные современному слушателю. Репертуар ансамбля включает больше 500 оригинальных композиций классической и современной музыки, как бы сочиненной музыкантами заново. За свою 29-летнюю деятельность «Терем-квартет» дал свыше 3 000 концертов, выступил в 60 странах мира, участвовал в 65 фестивалях по всему миру. С самого дня своего рождения 26 ноября 1986г. этот музыкальный коллектив с готовностью идет на смелые эксперименты. Содружество с джазовыми и рок-музыкантами, совместные концерты с симфоническими оркестрами и фольклорными ансамблями, оперные и балетные проекты, выступление на конкурсе «Евровидение-2009» с залихватской версией легендарных эстрадных хитов и даже участие в показе коллекции Дома мод Chanel «Paris – Moscow» Карла Лагерфельда – все это свидетельство непрерывного творческого поиска, в котором русский музыкальный театр «Терем-квартет» не останавливается и по сей день.
7)Шоу «Болливудская феерия» ансамбля танца «TEAMWORKS ARTS INDIA»(рис.2.10) является одним из популярных представителей «Болливуд стиля».
Этот стиль сформировался в середине ХХ века в индийском кино. Национальный кинематограф Болливуд создал целое мировоззрение, стиль жизни со своим дыханием, мечтами и азартом; он сыграл решающую роль в популяризации индийской культуры во всем мире. Как известно, танец – неотъемлемый элемент индийской музыки. Его красота, самобытность и эстетический магнетизм завораживают и покоряют. Основанный на мифах и преданиях; он представляет собой некий синтез физической и духовной силы, где каждый жест, каждое движение наделены определенным значением. Пластический язык танцевальной феерии идёт из глубины сердца; он не имеет границ и понятен в любой стране. Хореография сочетает в себе народно-национальные традиции и современный Болливуд-стиль. Изящные танцоры поражают публику великолепными, фантастически зрелищными танцами, каждый из которых – увлекательно рассказанная новелла. Гипнотическое воздействие энергии ритма ощущается в движениях танца, мимике и жестах, красочно дополняется ослепительным разнообразием индийских костюмов.
8)Государственный академический Северный русский народный хор, единственный на Северо-Западе России (Архангельск)высокопрофессиональный художественный коллектив, представляющий традиционную народную культуру русскоязычного населения практически всех субъектов Северо-Запада России – от Псковской области до Республики Коми. Северный хор(рис.2.11) по праву считают песенной душой Русского Севера! Художественным руководителем является – Заслуженная артистка России, профессор Академии музыки имени Гнесиных – Светлана Игнатьева; главный балетмейстер – Александр Селиванов, руководитель оркестра русских народных инструментов – заслуженный артист России- Александр Качаев .
В 2015 г. Северному хору исполнилось 89 лет. История коллектива началась с любительского самодеятельного народного хора под управлением Антонины Яковлевны Колотиловой. 8 марта 1926г. состоялось первое публичное выступление фольклорного ансамбля народных певиц, вскоре самобытный народный коллектив становится любимым детищем и гордостью Северного края.
В 1957 г. коллектив становится лауреатом фестиваля молодежи и студентов в Москве. Это событие открыло хору дорогу на лучшие фестивальные и концертные площадки мира. С 1959г. коллектив стал лауреатом многих международных конкурсов, посетил с гастролями страны Европы, Азии, Африки и Америки. С 1960 по 2008 гг. хором руководила народная артистка СССР легендарная Нина Константиновна Мешко. Этот период жизни хора отмечен ростом, как исполнительской культуры, так и поиском новых путей творчества. За высокое мастерство и чистоту стиля в 1976г. хору было присвоено почетное звание академического. С 2008г. коллектив возглавила ученица Нины Константиновны -Светлана Конопьяновна Игнатьева. В состав коллектива входят три группы – хоровая, танцевальная и оркестр русских народных инструментов. Внимание зрителя постоянно приковано к сцене: веселые скоморошины чередуются с лирическими протяжными песнями, задорные кадрили сменяют степенные хороводы, а музыкальные произведения а`капелльное пение.
В отдельных номерах на сцене, как единый механизм, одновременно работают до семидесяти артистов, что говорит об уровне и качестве представления. Отдельного внимания заслуживают костюмы Северного хора. Созданные профессиональными художниками-костюмерами, на основе лучших образцов из музейных коллекций Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, они являют собой собирательный образ русского национального костюма северян. Во время концерта артисты несколько раз меняют костюмы – представая перед зрителем в праздничном, будничном или стилизованном костюмах, созданных специально для концертных номеров.
Смена художественного руководства придала новый импульс развитию коллективу. Северный хор обращает особое внимание к подлинной традиционной культуре – яркое подтверждение этому новая постановка «Летние гуляния по мотивам Усть-Цилемской горки». Песенный материал создан на основе обработки лучших северных напевов. Танцы, дроби и походка артистов – передают атмосферу праздничных гуляний начала XX века, а костюмы повторяют музейные экспонаты различных районов Архангельской губернии.
Коллектив по-прежнему много гастролирует, его приглашают на Всероссийские и международные фестивали. Северный хор традиционно выступает перед первыми лицами государств на международном фестивале «Созвездие России» в рамках перекрестных годов России – в 2010г. в Париже, в 2011 г. в Риме, в 2012г. в Берлине, в 2013г. в Амстердаме. Многократно коллектив принимал участие в Московском Пасхальном фестивале под управлением Валерия Гергиева, а в рамках X юбилейного фестиваля в 2011 году Северный хор дал сольный концерт в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя.
Северный хор традиционно встречает правительственные делегации, приезжающие в Архангельск, на космодром «Плесецк», оборонные предприятия Северодвинска и Соловки. В разговоре художественного руководителя Светланы Игнатьевой с премьер-министром России Владимиром Путиным, на торжествах, посвященных 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова, он дал высокую оценку мастерству северных певиц. В 2011г. Северный хор принял участие в телевизионном фестивале «Вся Россия» проводим телеканалом «Культура», единственный в России коллектив, где поют только женщины представлял традиционную культуру Русского Севера. Северный хор был постоянным участником фестивалей проводимых Людмилой Зыкиной. А в 2011г., на первом Всероссийском фестивале «Памяти Людмилы Зыкиной» Северный хор был единственным коллективом, представляющим хоровую культуру России. Супруга президента Светлана Медведева заинтересовалась творчеством прославленного коллектива, и пригласила на фестиваль, проводимый ее фондом .
Таким образом, выше была кратко рассмотрена характеристика основных профессиональных участников Фестиваля. Используя фестивальную терминологию, Фестиваль «Территория мира» можно определить, как празднество, состоящее из цикла мероприятий, объединенных общим названием; объединенных единым законченным пространством (open air фестиваль, занимающий территорию острова); проходящее ежегодно в определенное время; охватывающее несколько видов искусства. Как уже было описано выше, территориально Фестиваль проводится на территории острова Канта (Центральный) г. Калининграда. Территория острова обособлена, и имеет два пешеходных входа/выхода с Эстакадного моста и пешеходный вход и выход- автомобильный въезд и выезд (через мостик) с ул. Октябрьской. На территории острова располагается благоустроенная парковая зона с центральной аллеей и радиальными ответвлениями и здание Кафедрального собора с прилегающей территорией. По периметру остров окружен набережной (плохой асфальт в большинстве мест). Стационарное освещение в темное время суток – только по центральной аллее, в период проведения фестиваля также освещается несколько прилегающих аллей (с помощью временно установленных фонарей). Территория острова юридически разделена между Историко-художественным музеем и Кафедральным собором, территория, прилегающая к мосту – муниципальная.
Важно отметить, что зонально территория фестиваля разбивается на следующие зоны: «Главная сцена» с вечерней программой; «Детская площадка – Территория детства» с детской программой и анимационной зоной; «Город мастеров»- с концертной программой, гулянием и ярмаркой-продажей прикладного творчества, летние кафе, рис.2.12.
Таким образом, в рамках Фестиваля проводятся:
– гала – концерты открытия и закрытия;
– вечерние программы – презентации стран (порядок их представления определяется Оргкомитетом): демонстрация презентационного видеоролика на русском языке (3 мин.), выступление мастеров искусств и творческих коллективов, дегустация блюд национальной кухни в одном из ресторанов на территории Фестиваля;
– конкурс по одному из направлений художественного творчества (определяется Оргкомитетом ежегодно);
– «Город мастеров» (ярмарка народного творчества, продажа сувениров, изделий предприятий народных художественных промыслов и сопутствующих товаров);
– организована детская площадка;
– тематические выставки в государственных областных музеях.
Мероприятие организуется как массовый праздник на открытом воздухе в живописном историческом месте. Предусмотрен большой спектр развлечений для участников Фестиваля и семейного времяпровождения (детская площадка, выступления уличных театров, ярмарка народного творчества, работа предприятий общественного питания, торговля продукцией местных производителей).
Фестиваль культур народов мира «Территория мира» в 2016 г. проводится в пятый раз, поэтому у него есть бренд, значимость и вес как среди Калининградских жителей, так и среди приезжающих туристов, так и среди профессиональных коллективов принимавших участие в предыдущие годы.
Источник:
Официальный сайт фестиваля культур народов мира «Территория мира» [Ресурс: http://cultfest.net]
Диплом:Разработка маркетинговой стратегии фестивального проекта на примере Международного фестиваля культур народов мира «Территория мира»» (г.Калининград)
Положение о Международном фестивале культур народов мира «Территория мира»» (г.Калининград)
[collapse]
План рекламной кампании Международного фестиваля культур народов мира «Территория мира»» (г.Калининград)
План_рекламной_кампании_2015_2016
[collapse]
Диссертация на заказ без посредников