Доклад суррогатное материнство
Феномен суррогатного материнства становится все более распространенным в современном обществе, количество бесплодных пар в мире ежегодно увеличивается. Суррогатное материнство сегодня интересует исследователей с экономической, этической, медицинской и иных точек зрения.
В зарубежной литературе суррогатное материнство исследовались Йенсом Хартманом, Энджи Годвин МакЮэном, П.Холлендером и другими авторами. Российские исследователи рассматривают историю феномена (Исакова Э.В., Громыко Ю.А., Багдасарян В.Э. и др.), правовые аспекты (Аникин А.С., Борисова Т.Е., Дронова Ю.А., Митрякова Е.С., Бурмистрова Е.В.), этические вопросы суррогатного материнства (Мошкович Ю.И., Майфат А.В., Воеводин Л.Д. и др.). Тем не менее, актуальность проблемы сохраняется ввиду того, что нет единства в толковании этической стороны суррогатного материнства. Одни полагают, что суррогатное материнство дает шанс семьям, которые не могут иметь собственных детей; противники считают, что оно превращает детей в товар, а само материнство – в оплачиваемую работу.
Статья посвящена комплексному анализу проблемы суррогатного материнства и перспектив его развития в РФ. В работе затронуты этические и правовые аспекты суррогатного материнства, рассмотрены конфликты, споры , отражающие несовершенство законодательства в данной сфере, в том числе нормы права, создающие препятствия одиноким женщинам (мужчинам) к использованию услуг суррогатной матери, расплывчатость нормативного описания процедур и формы договора суррогатного материнства, недостаточное внимание к вопросу о правах ребенка.
Ключевые слова: суррогатное материнство, суррогатная мать, новые репродуктивные технологии, экстракорпоральное оплодотворение, договор суррогатного материнства.
Отцами-основателями экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства в современном понимании этих слов считаются британские ученые – биолог Роберт Эдварде и гинеколог Патрик Стептой. Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) – вид вспомогательной репродуктивной технологии, который предусматривает осуществление процесса оплодотворения яйцеклетки и развития эмбриона в лабораторных условиях на ранних стадиях, а дальнейшее вынашивание происходит аналогично естественному зачатию.
Одним из самых точных определений суррогатного материнства признана формулировка, принятая Всемирной организацией здравоохранения в 2001 году. По определению ВОЗ: «Гестационный курьер» (суррогатная мать): женщина, у которой беременность наступила в результате оплодотворения ооцитов сперматозоидами третьей стороны – пациентов. Она вынашивает беременность с тем условием или договором, что родителями рожденного ребенка будет один или оба человека, чьи гаметы использовались для оплодотворения».
В Российской Федерации в статье 55 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) суррогатное материнство определяется как «вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям». Но в работах исследователей можно встретить разнообразные подходы к определению данного понятия. Так, В.Н.Леженин считает, что «суррогатное материнство – это вынашивание женщиной-добровольцем плода, полученного при оплодотворении донорской яйцеклетки донорскими сперматозоидами и перенесенного в ее матку». Такое определение не содержит указаний на характер отношений, которые возникают между суррогатной матерью и супругами (родителями). Как считает Е.С.Митрякова, суррогатное материнство – это правовая связь между суррогатной матерью и супругами (заказчиками), возникающая по поводу имплантации в организм суррогатной матери генетически чужого ей эмбриона для его вынашивания и последующего рождения ребенка заказчикам». Однако это определение исключает возможность использования генетического материала самой суррогатной мамы. При определении содержания понятия суррогатного материнства возникает ряд вопросов, которые сегодня остаются нерешенными: есть ли это только имплантация эмбриона, или вынашивание и рождение ребенка;
стоит ли включать в понятие суррогатного материнства медицинский критерий; стоит ли указывать на характер отношений между суррогатной матерью и родителями (заказчиками); включать ли в определение форму договора и т.д. Наиболее адекватным авторам видится такое определение: суррогатное материнство – это вспомогательная репродуктивная технология, при которой эмбрионы, полученные в цикле экстракорпорального оплодотворения генетических родителей переносят для вынашивания суррогатной матери, которая на возмездной или безвозмездной основе обязуется выносить ребёнка от генетических родителей, заключив с ними договор, и при этом она не претендует на роль матери этого ребёнка.
Суррогатное материнство сегодня является легальным и применяется лишь в 15 странах. В их число также входит и Российская Федерация. Нормативно-правовую базу суррогатного материнства в России нельзя считать в полной мере разработанной, поскольку существует немало недостатков, мешающих полной реализации данной программы. Нормы, которые регламентируют правоотношения в сфере репродуктивных технологий с привлечением суррогатной матери, содержатся в Семейном Кодексе РФ, в Федеральном Законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в Законе «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. , в Приказе Минздрава РФ от 30 августа 2012 г. № 107«О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), противопоказаниях и ограничениях к их применению» и др.
Однако в этих документах много неопределенностей, что способствует появлению конфликтных ситуаций. Например, Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ не дает четкого определения круга лиц, имеющих право стать генетическими родителями, но в Семейном Кодексе указано, что генетическими родителями могут быть только лица, состоящие в браке, что создает препятствия одиноким женщинам (мужчинам) к использованию услуг суррогатной матери.
Очевидно, что существует некоторое противоречие теории и практики суррогатного материнства. Например, неясно положение одиноких отцов, которые пользуются услугами суррогатных мам с использованием донорских яйцеклеток. В законе такие ситуации не описываются, но на практике суды все чаще выносят решения в пользу одиноких отцов.
Сегодня в российском законодательстве четко не оговорена процедура, сущность и форма договора между суррогатной матерью и супружеской парой, не затрагивается вопрос о правах самого ребенка. В частности, не отражена главная цель процедуры – передача новорожденного генетическим родителям. Необходимость получения согласия от суррогатной мамы ставит под сомнение силу договора, который был заключен с заказчиками.
Очень часто в договор включается пункт, согласно которому заказчики вправе отказаться от ребенка, если он родится больным. В этом случае бесправной оказывается родившая его женщина (если иное не прописано в договоре и если ей не удастся доказать отсутствие в случившемся своей вины): ребенок остается у нее, поэтому она должна возместить заказчикам расходы.
Кроме этого, нет единого мнения о природе договора. Одни исследователи считают, что его следует относить к группе ничтожных сделок, поскольку он нарушает основы нравственности. Другие придерживаются мнения, что он не может быть отнесен к категории гражданско-правовых договоров и, следовательно, применение гражданского законодательства, регулирующего договорные отношения, невозможно.
Определение суррогатного материнства как метода лечения бесплодия не до конца понятно, поскольку не соответствует семантическому значению слова «лечение», ведь после применения этого метода бесплодие не проходит.
Таким образом, в законодательстве РФ существует ряд законов, которые регулируют отношения в рассматриваемой области. Хотя моральные и этические проблемы суррогатного материнства далеки от каких-либо правовых норм.
Среди этических проблем, связанных с использованием суррогатного материнства, выделяют:
– возможны психические и физические проблемы для суррогатной матери и ребенка, который находится в утробе;
– нарушение представлений о кровном родстве и родственных связях;
– необходимое обеспечение таинственности происхождения ребенка;
– нарушение психики у настоящих потенциальных родителей;
– коммерческая сторона материнства (использование органа – матки – для получения выгоды);
– купля-продажа детей.
Биоэтические проблемы суррогатного материнства имеют разносторонний характер и отражаются на физическом и психическом здоровье суррогатной матери и на самом ребенке. Это легко объясняется тем, что ранним токсикозом, как правило, эти женщины страдают намного чаще, чем те, которые вынашивают родной плод. Ведь беременная своим ребенком женщина носит малыша, половина генотипа которого принадлежит ей же. Суррогатная мать вынашивает плод, чужеродный для своего организма, состоящий из клеток, которые принадлежат биологическим родителям. Плод в таких случаях чаще обычного может отторгаться, возникают физические осложнения (слабость, снижение аппетита или отказ от еды, рвота). На их фоне возникают и психические проблемы (мнительность, излишняя тревожность, раздражительность).
Психологическая травма суррогатной матери и ребенка является моральной проблемой и также имеет широкое распространение. Несмотря на то, что защитники репродуктивных методов говорят лишь о том, что:
1) Женщины, которые не имеют шансов выносить и родить собственного ребенка, только благодаря суррогатному методу могут насладиться счастьем материнства.
2) Ни с чем не сравнимая радость рождения генетически собственного ребенка.
Они умалчивают, как правило, о том, что существуют колоссальные психологические проблемы, ведь женщина, которая выносила и родила ребенка, и без того испытывает послеродовую депрессию из-за резкого изменения гормонов, а суррогатная мать должна передать малыша в руки родителей-заказчиков, что чаще всего вызывает огромную травму психологического характера. Ребенок при разрыве с женщиной, которая выносила его, также страдает, ведь на протяжении 9 месяцев они были связаны.
Кроме этого, суррогатное материнство нарушает представления о кровном родстве и родственных связях. Есть примеры, когда бабушка вынашивает и рожает внука или внучку, выступая при этом суррогатной матерью. В таких случаях одна и та же женщина выступает и матерью, и бабушкой, что нарушает кровнородственные связи и обозначение общепринятых понятий. Возникают этические проблемы суррогатного материнства. Биоэтика в таких случаях нарушается, и страдают дети, которые до конца не могут понять своего происхождения и понятия, кто есть кто в семье. Часто возникают вопросы у ребенка, кто есть кто: мама или бабушка. Хотя возможно, лучше сохранить происхождение в тайне, но и это в реальной жизни далеко не всегда так просто.
Обеспечение таинственности происхождения ребенка- не менее важная этическая проблема суррогатного материнства, которая также состоит в сохранении тайны о том, каким путем был выношен и рожден ребенок, о его происхождении. Ведь те, кто заключал договор о суррогатном материнстве и пережил весь этот процесс в роли суррогатной матери или биологических родителей, не понаслышке знают о том, как нелегко сохранить тайну происхождения малыша. Проблемы суррогатного материнства в России еще больше усугубляются из-за особенностей менталитета, ведь нашим людям так тяжело молчать и не распространять сплетни.
Нарушение психики у биологических родителей негативно влияет на психику и генетических родителей суррогатного материнства. Проблемы, которые возникают в процессе, носят психологический характер и состоят в том, что:
– суррогатная мать может отказаться от оказания услуг, забрав предоплату, и исчезнуть из страны;
– страх генетической матери, которая не может знать о том, в каких условиях пребывает ее малыш и нет ли негативного воздействия на плод. В любом случае у нее нет возможности контролировать суррогатную мать;
– после рождения малыша часто родители начинают искать сходства с женщиной, которая выносила для них ребенка, и опасаться, что она могла что-то ему передать.
Таким образом, выше перечисленные проблемы суррогатного материнства, ставят под сомнение развитие института суррогатного материнства в России. Следует отметить, что Депутаты Госдумы РФ и вовсе планируют ввести запрет на суррогатное материнство в стране. Отдельные люди сравнивают данное явление с проституцией. Об этом информирует телеканал «360».В России суррогатное материнство поставлено на коммерческую основу. Именно этот фактор больше всего раздражает его противников. Так сенатор Антон Беляков хочет добиться полного запрета суррогатного материнства. Чиновника поддерживают представители РПЦ.
По словам клирика Московской епархии Никона Белавенеца, возможность получить большие деньги толкает женщин торговать своим телом. Церковник назвал суррогатное материнство «аморальным» и сравнил это явление с проституцией.
Однако на сторону женщин, готовых рожать для других людей, встали правозащитники, эксперты и врачи. Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова считает, что детям нужно давать возможность появляться на свет. В России и так существуют серьезные проблемы с уровнем рождаемости. Одни россиянки заводить детей не хотят, другие не могут из-за проблем со здоровьем.
Директор Европейского центра суррогатного материнства Владислав Мельников рассказал, что каждый год в роддомах РФ роженицы добровольно оставляют порядка 6 000 грудничков. Свыше 40 000 женщин власти ежегодно лишают родительских прав. Чаще всего это происходит из-за злоупотребления матерями спиртными напитками.
Многие пары просто физически не могут завести ребенка. Современная медицина позволяет им решить эту проблему. Суррогатные матери получают за свои услуги высокие компенсации. В итоге все остаются довольны.
В иностранных государства дела с суррогатным материнством обстоят по-разному. Например, во Франции, Германии, Норвегии и Швеции оно полностью запрещено. Некоммерческое суррогатное материнство разрешено в Австралии, Великобритании, Дании, Канаде, Голландии и Израиле. Однако там запрещена реклама подобных услуг.
В Бельгии, Греции, Испании и Финляндии суррогатное материнство существует, но не регулируется властями. В Украине, Грузии, Казахстане, России и большинстве штатов США коммерческое суррогатное материнство разрешено законом. В Белоруссии услугами суррогатной матери могут воспользоваться только женщины, имеющие проблемы со здоровьем, которые не позволяют им родить самим.
Мишонова считает, что в России главной проблемой суррогатного материнства является пункт в законе, позволяющий небиологическим родителям забрать ребенка, только после получения письменного разрешения от суррогатной матери. Последние нередко шантажируют заказчиков, требуя от тех дополнительных выплат, за свое согласие расстаться с малышом.
Отметим, что за рубежом суррогатная мать не имеет прав на новорожденного.
Опыт зарубежных стран демонстрирует разные способы регулирования этих отношений: так, например, в Нидерландах, Великобритании не допускаются договорные начала суррогатного материнства, а женщине оказывается лишь необходимая медицинская помощь в целях обеспечения рождения здорового ребенка.
Таким образом, проблема суррогатного материнства в России остается остро дискуссионной и носит разносторонний характер: дети превращаются во что-то похожее на то, что можно продавать и покупать; возникают такие ситуации, в которых состоятельные пары или отдельные мужчины, женщины могут принимать в услужение не очень хорошо обеспеченных женщин, которые готовы ради денег на все, даже вынашивание и рождение детей, что совершенно противоречит природным инстинктам человека; суррогатное материнство становится так называемой работой по договору, поэтому у женщины мысли о заработке будут первоначальными, а соображения о пользе для себя, малыша и окружающих становятся второстепенными и как бы уходят на второй план; сторонницы феминистического движения отмечают, что суррогатная практика станет толчком к эксплуатированию женской половины населения; церковные служащие отмечают, что суррогатное материнство служит одним из толчков для отхода от гуманистического начала человека и от традиционной культуры, духовной и нравственной стороны человека и др.
В связи с вышеперечисленными проблемами, регулирование института суррогатного материнства, имеет два пути ее решения: совершенствовать нормативно-правовое регулирование и ориентироваться на зарубежный опыт, либо и вовсе отказаться от него. Какими на самом деле будут перспективы развития суррогатного материнства в России, покажет время, главное, не допустить развития преступности в этой сфере.
Список литературы
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ( с изм. от 29 декабря 2017г.)
2. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ
«Об актах гражданского состояния»(с изм. от 29 декабря 2017 г.)
3. Приказ Минздрава РФ от 30 августа 2012 г. № 107«О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), противопоказаниях и ограничениях к их применению».
4. Гражданский кодекс Российской Федерации(часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ,часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ) с изм. от 29 декабря 2017 г.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2017 г.)
6. Булин Д. Сколько стоят «суррогатные» дети в России? (Дата публикации 09.10.2013). – URL: http://www.bbc.com/russian/society/2013/10/131008_russia_surrogacy
7. Бурмистрова Е.В. Установление происхождения детей при посмертной репродукции с использованием метода суррогатного материнства // Семейное и жилищное право. 2014. № 3. С.6- 9.
8. Лебедева О.Ю. Установление происхождения детей по законодательству РФ и США: Сравнительное исследование//Иван. Гос. Ун-т.-Иваново.2011 г.-162 с.
9. Леженин В.Н. Проблемы договорных отношений, связанные с суррогатным материнством // Актуальные проблемы гражданского права, гражданского и арбитражного процесса. Воронеж: Изд-во Воронеж, 2002. – 408 c.
10. Малиновская Е.Г. Правовое регулирование суррогатного материнства в Российской Федерации и в Республике Беларусь // Семейное и жилищное право. № 2. 2007.
11. Митрякова Е.С. Правовое регулирование суррогатного материнства в России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Тюмень,2006. URL: http://law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100114074.
12. Отношение общества к суррогатному материнству: опыт пилотного исследования в Ростове- на- Дону. Попова Т.В., Аниканова Ю.С., Дорогань В.В. //Электронный научно-практический журнал «Молодежный научный вестник». МАЙ 2016г.
13. Первая в мире «девочка из пробирки» родила ребенка. (Дата публикации: 15.01.2007) // URL: http://www.newsru.com/world/15jan2007/baby.html
14. Понкин И., Понкина А. Оценка суррогатного материнства с позиций права и биоэтики. 2014. – URL: http://ruskline.ru/analitika/2014/11/11/ocenka_surrogatnogo_materinstva_s_pozicij_prava_i_bioetiki/
15. Рекомендации ВОЗ: терминология ВРТ. // Проблемы Репродукции. 2005. – URL:http://www.mediasphera.ru/journals/reproduction/detail/289/4375
16. Семинский И.Ж. Экстракорпоральное оплодотворение: медицинские и социальные аспекты. // Сибирский медицинский журнал. № 2. 2002. С.75-79. – URL: http://elibrary.ru/download/50478799.pdf
17. Сколько стоит суррогатное материнство. 2015. – URL: http://ekoaist.ru/surrogatnoematerinstvo/skolko-stoit-surrogatnoe-materinstvo.html
18. Суррогатное материнство в России: анализ статистики за 5 лет. / Благотворительный фонд содействия реализации репродуктивных прав человека «Формула Рождения» (2016). – URL:http://www.ivf.fund/novosti-eko/610-
19. Суррогатное материнство. 2015. – URL: http://www.1tv.ru/sprojects_edition_p/si=5771&fi=3023
20. Суррогатное материнство: правовые и этические проблемы.2016г. – URL:http://ekomed.info/surrogatnoe-mat/pravovye-i-eticheskie-problemy-surrogatnogo-materinstva-v-rossii.html
Заказать курсовую работу без посредников и без предоплаты