Диплом: Этика и этикет государственного служащего в ЗАТО Александровск Мурманской области
Термин этика впервые был употреблен Аристотелем для обозначения, особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Основной целью этики Аристотель называл счастье- деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель-это умеренность и благоразумие. Историю возникновения и развития этики можно разделить на несколько этапов: этика Античности, этика Средневековья, этика Нового времени, этические искания в русской философии и этика в ХХ веке, рис.1.1.
Большую роль в развитие этики Античности внесли мыслители: Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Античная философия является школой философского мышления для всех последующих времен, поскольку в ее многообразных формах уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений. То же самое можно с полным основанием отнести к этике, т.к. именно в античной культуре были поставлены важнейшие этические проблемы, намечены различные варианты их разрешения, очерчены главные традиции будущих интерпретаций вопросов этического комплекса.
Этика античности обращена к человеку, ее своеобразным девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: Человек есть мера всех вещей. Не случайно, поэтому, преобладание натуралистической ориентации в нравственных исканиях античных мудрецов. Кроме того, важнейшей особенностью их этической позиции была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Разум правит миром античной этики, его первостепенное значение (в любом конкретном моральном выборе и в выборе правильного жизненного пути) сомнению не подвергается. Еще одна характеристика античного мировоззрения стремление к гармонии (гармонии внутри человеческой души и гармонии ее с миром), принимавшее в зависимости от тех или других социокультурных обстоятельств различные формы воплощения.
Основное направление развития античной этики связано с переходом от провозглашения власти всеобщего над человеком (Семь греческих мудрецов) к идее единства индивида и государства, предполагающей обоснование самоценности человека (софисты, Сократ, Платон, Аристотель), и, наконец, к противопоставлению человека миру социального бытия, выработке рецептов для ухода в свой собственный, внутренний мир (эпикуреизм, стоицизм).
Первый этап в развитии зрелого этического сознания Древней Греции представлено учением софистов (V в. до н.э.), знаменующим собой своеобразный период сомнения в предмете этики, т.е. отрицания морали как чего-то безусловного и общезначимого.
Просветительская деятельность софистов, направленная против морального догматизма, имела ярко выраженный гуманистический смысл: в центре их внимания человек (как самодостаточная ценность), имеющий право на творчество морального закона. Справедливо подчеркивая изменчивость моральных представлений, роль относительного в морали, софисты выдвигали позицию морального релятивизма, утверждая, что у каждого человека свое представление о смысле жизни, счастье, добродетели. Целесообразно в этом ключе проанализировать основоположение Протагора: Человек есть мера всех вещей, а для понимания скептических ориентаций софистов поразмышлять над триединым тезисом Горгия: 1) ничего не существует, 2) если что-то и существует, то оно непознаваемо, 3) даже если оно и познаваемо, то такое познание невыразим.
Скепсис софистов позволил им усомниться в том, что считалось несомненным (не в этом ли вообще состоит привилегия философского взгляда на мир?), – в общезначимости морали. Это обстоятельство, а также тот факт, что софисты гипертрофировали роль индивидуального творчества нравственных ценностей (т.е. пришли, по существу, к идее их плюрализма) и не предложили удовлетворительной позитивной этической платформы, стимулировало развитие философской мысли Древней Греции по линии усиления интереса к моральной проблематике. Более подробно вклад мыслителей в развитие этики Античности представлен в прил.1.
Этика Средневековья представляла нравственность как в неличностный и над личностный феномен. Нравственные требования в ней выступают как заповеди Бога. Средневековое этическое мышление представляет собой отрицание античной моральной философии, прежде всего потому, что основой интерпретации нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Любые варианты осуществления самовластия веры (сомнение в возможностях разума, борьба против разума и его поборников, союз веры и разума в поздней схоластике) отводят разуму второстепенную роль как в постижении существа морали, так и в выборе индивидуальной моральной позиции. Идея бога как морального абсолюта задает жесткие границы истолкования всей нравственной проблематики: жизнь человека и ценности этой жизни приобретают смысл только в соотнесении с божественным законодательством; бог выступает в качестве объективного, безусловного, единственно истинного источника морали. Отсюда – трансцендентное• понимание смысла человеческого бытия; противоречивое сочетание пессимистических и оптимистических мотивов (пессимизм преимущественно касается здешнего мира, оптимизм связан с упованиями на божий град); крайний ригоризм (христианская мораль есть отказ от своеволия, полное подчинение воле бога: человек – сосуд для божества); аскетизм; противоречие между сущим (весь мир во зле лежит) и должным, представленным абсолютно безупречным царством божьим.
Центром христианской этической концепции является идея любви богу. Любовь понимается как универсальный принцип морали (нравственное отношение к ближнему проистекает из нее); позволяет придать морали общечеловеческий статус; освящает все сущее. Из идеи любви к богу рождается новая (неизвестная античности) добродетель – милосердие; предполагающее прощение обид, готовность к состраданию и активной помощи страждущим. На фоне идеи любви получает свое выражение золотое правило нравственности: Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
В отличие от стоицизма, ориентированного на сильную личность, способную все обрести в себе самой, христианство обращено к нищим духом, к нуждающимся и обремененным, ко всем тем, кому нужна внешняя точка опоры. Отчаявшимся христианская мораль предлагает утешение – искупление страданий и вечное блаженство в мире ином. Итак, опять вариант бегства от реального мира, только теперь оно санкционировано и гарантировано свыше, освящено божественным авторитетом. Идеалы первоначального христианства существенно отличаются от последующих исторических форм его воплощения, подчинивших диктату своей догматики философскую и этическую мысль. По мере превращения в официальную идеологию и наступления на европейский мир, христианство претерпевает эволюцию (от проповеди всеобщей любви к преследованию инакомыслящих, от про возглашения равенства людей и отвержения богатства: Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в Царство Божье, – к санкционированию социального неравенства и т.д.), которая определяется не только социальными и классовыми обстоятельствами, но и существом христианских основоположений.
Поскольку для эпохи средневековья характерна неотвлеченность собственно морального сознания от других форм общественного сознания и нравственности как специфического способа регуляции от иных нормативов, постольку христианская теология синтезировала в единый нерасчлененный комплекс религиозную, философскую, этическую проблематику. В результате проблема специфики морали, по сути дела, не поднимается, а традиционные этические проблемы одеваются, если можно так сказать, в религиозные одежды. Пределы интерпретации этих проблем заданы христианской догматикой, преступить их не под силу даже духовной оппозиции. Всевластье религии находит в средневековом философствовании различные формы выражения, прил.1.
Этика Нового времени стремится осмыслить мораль и как объективный закон, и как субъективно-личностный феномен. Она пытается создать систему, обобщить то, что было сделано ранее. Связано это с развитием естествознания, которое породило убеждение, что объективный взгляд на вещи можно распространить и на мораль. Этика может приобрести научную строгость и определенность, если она заимствует методы естественных наук – физики и геометрии. В противном случае она останется предметом обыденного сознания. Идея суверенности морального субъекта, на которой базировалась духовная оппозиция в эпоху средневековья, становится центральной, а в качестве универсального средства ее утверждения, позволяющего также объяснять общеобязательность морали, выступает разум. В понимании моральной природы человека философы разделились на два направления. Одни из них (Н. Макиавелли, Т. Гоббс) считали, что человеческая природа является изначально испорченной; другие (Т. Мор, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций) считали ее доброй. Однако, и те, и другие были единодушны в одном – человек является эгоистическим существом. Только первые рассматривали эгоизм как выражение его естественной природы, а вторые видели его причину в исторически сложившихся условиях, неразумной организации общества. Большую роль в развитие этики Нового времени внесли крупнейшие мыслители XVI-XVII в., – Т. Гоббс, Д. Локк, Б.Спиноза, Мишель Монтень, П. Гольбах и К. А. Гельвеций, И. Кант, В. Ф. Гегель, Л. Фейербах, прил.1.
В период этических исканий в русской философии, русская этическая традиция пока не осмыслена как специфическое целостное явление и представлена в научно-исследовательской литературе довольно фрагментарно. Некоторые особенности этических исканий мыслителей XIX-XX веков, т.е. того времени, когда русское этическое сознание оформилось с достаточной определенностью представлены в прил.1.
Этические феномены в ХХ веке то объявляют себя абсолютно новаторскими, стремясь к окончательному разрыву с традицией, то заявляют о своей полной традиционности и консервативности. В общем, пестрота и обилие лиц, ликов, масок этического сознания ХХ-го века просто поражают воображение. Есть, возможно, в этом карнавале некий общий, не разгаданный пока до конца, смысл, прояснение которого позволит четко обозначить закономерности развития этики данного периода и создать общезначимую классификацию ее основных направлений.
Конец XIX- го начало ХХ- го веков обычно представляют в исследовательской литературе как период перехода от этики классической и постклассической. Если первая может быть охарактеризована (в самом общем виде) как преимущественно созерцательная, рационалистическая, ориентированная на системосозидание и выявление родовой сущности человека, составляющей основу моральных ценностей, то вторая отличается иррационалистической установкой, эссеистической манерой выражения, поиском человеческой индивидуальности, тяготением к живой, несхематизированной жизни.
Чтобы понять особенности возникновения инноваций этики ХХ-го века, надо упомянуть о тех феноменах, которые занимают промежуточное место в процессе перехода от классического к постклассическому этапу, располагаясь, во временном отношении, во второй половине XIX- гo века, они во многом закладывают основы последующих событий в этическом мире ХХ-го столетия, предвосхищают осуществление переоценки ценностей, подвергают сомнению традиционные этические представления, хотя и появляются на культурной почве, породившей высшие образцы классических теорий морали. Это период условно можно называть неклассическим (или маргинальным), прил.1.
Таким образом, в разные периоды времени этическое мышление мыслителей представляет собой различные направления формирования и развития этики как науки.
Заказать диссертацию без посредников и без предоплаты