Уважаемые студенты! На сайте Вы можете посмотреть примеры диссертаций, дипломов, рефератов, презентаций, докладов, статей по экономическим и гуманитарным дисциплинам.

Воспитательный процесс в учительских семинариях Енисейской губернии


Диссертация на тему: «Инновации в учебно-воспитательном процессе педагогических учебных заведениях Енисейской губернии начала ХХ в.»

Рассмотрим организацию воспитательного процесса в семинариях. В учительских семинариях, готовивших будущих учителей начальной школы, воспитательной работе всегда придавали большое внимание. Но в конце XIX в. воспитательная работа в основном концентрировалась на нравственном и религиозном воспитании, хотя другие направления воспитательной деятельности педагогического персонала также имели место, например, патриотическое, физическое, эстетическое воспитании и др.
Согласно определенным положениям и распоряжениям учащиеся учительских семинарий в воспитательном отношении поручались трем наставникам – наставнику-наблюдателю, классному наставнику и дежурному наставнику. Общее руководство воспитательной деятельностью наставников и других служащих в учительской семинарии осуществлял ее директор. Воспитательная деятельность педагогического персонала была, прежде всего, направлена на создание обстановки при которой возможно большее число проступков было бы предупреждено. За проступки семинаристов налагались различные взыскания, согласно определенным правилам.
Взыскания имели конечной целью нравственное исправление воспитанника, однако считалось нерационально смотреть на наказания как на основу, как на одно из сильнейших средств нравственного воспитания. Часто повторяющиеся проступки учеников, а следовательно и взыскания, – рассматривались как вернейший знак того, что преподаватель недостаточно бдителен, недостаточно энергичен и опытен. Воспитательная бдительность наставника, как считалось, – находится в обратном отношении с числом взысканий. Вообще основным средством нравственного воспитания принимали такую нравственно-гигиеническую обстановку семинарии, при которой возможно большее число проступков было бы предупреждено. При такой обстановке низшие степени взысканий имели целью, главным образом, приучение воспитанника к исполнению правил, предупреждающих в будущем серьезных проступков, высшие меры взыскания предназначались нравственно-больным с целью излечения, исправления их нравственных качеств. Назначение взысканий совершенно зависело от педагогических соображений директора семинарии и наставников.
Воспитанник подвергался взысканию только в том случае, если его вина была определена без сомнения, но для признания кого-либо виновным нельзя было вынуждать наказаниями или угрозами собственное признание обвиняемого.
Взыскание считалось следствием проступка, и, по возможности соответствовало свойствам самого проступка. Так, леность наказывалась принудительной работой, излишняя болтливость или неуживчивость удалением от товарищей, высокомерие – унижением, ложь – недоверием, необузданность, грубое непокорство – заключением в карцер, лишением стипендии или удалением из учебного заведения.
Род взыскания и его размеры должны были в точности соответствовать мере вины, поэтому старались предварительно расписывать все обстоятельства совершения проступка, причины и побуждения к его совершению и весь вред, причиненный или самому виновному, его родителям, товарищам, учебному заведению, причем обстоятельствами, уменьшающими вину, служили: отсутствие умысла, легкомыслие и непонимание важности проступка, впечатлительность и живость характера, совершение проступка впервые, добровольное в нем признание, чистосердечное в нем раскаяние и маловажность причиненного им вреда и, наоборот, обстоятельствами, увеличивающими вину, служили: дурной умысел, испорченность воли, обдуманное и сознательное нарушение правил, установленных для воспитанников семинарии, повторение проступка, запирательство в его совершении, отсутствие раскаяния и значительность вредных последствий от проступка.
При назначении взысканий строго принимались во внимание возраст ученика, степень его развития и другие его индивидуальные свойства, а также прежнее поведение и успехи в науках.
Никакое нарушение правил, установленных для учеников, не должно было быть оставлено без соответствующего замечания, внушения, увещания или даже взыскания, но при назначении взысканий всякий раз строго взвешивалось, какое действие произведет то или другое из них на заслужившего взыскание, и именно послужит ли оно к его исправлению, и лишь то взыскание назначалось, которое могло, по мнению педагогического совета, действительно послужить к исправлению. Взыскания назначались в строгой постепенности.
В случае совершения какого-либо проступка, несовместимого с честью семинарии или особенно вредного, и очевидного сокрытия целым классом виновного в таком проступке, несмотря на предварительные увещания даже самого директора учебного заведения, целый класс подвергался взысканию, по решению директора или по постановлению педагогического совета.
Исполнение наказания, даже самого строгого было чуждо всякой насмешки над виновным, гнева или презрения к нему, не было местью и не лишало виновного надежды на исправление и возвращение к себе доброго мнения и доверия своих наставников. Точно также было несовместимым с характером взыскания и слепое исполнение буквы закона, соединенное с безрассудным отношением к провинившемуся [213. Оп. 1. Д. 7. Л. 261-263].
Основными мерами взыскания были следующие:
1. порицание, выговор без дальнейших последствий, выговор с предварением дальнейших последствий;
2. выговор преподавателя наедине, выговор перед классом, выговор с предварением дальнейших взысканий; стояние воспитанника на месте отдельно от воспитанников или при них, более или менее продолжительное время; сообщение о проступке классному наставнику, что влекло или выговор наставника, или внесение в штрафной журнал; оставление в семинарии не более как на один час по окончании уроков; за неоднократное нарушение в виде не выученных уроков ученики оставлялись на более продолжительное время после уроков и даже в продолжение нескольких дней; в случае продолжающейся лености воспитанник приглашался в семинарию по выходным дням и в праздники.
В случае безуспешности мер, принимавшихся ранее, полагалось:
– выговор директора наедине;
– выговор перед классов со внесением в штрафной журнал;
– выговор, несущий за собой понижение отметки по поведению;
– удаление из семинарии.
За коллективные проступки положены другие наказания:
– выговор директора с внесением в штрафной журнал;
– выговор от лица педагогического совета с уменьшением отметки за поведение;
– выговор от имени педагогического совета с немедленным сниманием с виновных стипендиатов права на получение стипендии и удалением из семинарии своекоштных [213. Оп. 1. Д. 7. Л. 264-266].
Следует признать, что прибегать к мерам взыскания в семинариях приходилось нечасто. Отчеты директоров семинарий и главного инспектора училищ Восточной Сибири говорят о вполне хорошем поведении [205. Оп. 1. Д. 3. Л. 11].
Поведение воспитанников Красноярской учительской семинарии, как свидетельствовал директор, за весьма редкими исключениями – отличное. Одной из главных причин уклонения от школьных правил являлась не нравственная испорченность воспитанника, а скорее непривычка его к дисциплине, слабое развитие самообладания (активной воли), присущее молодости, отсутствие постоянных, резко намеченных и твердо проводимых дисциплинарных правил в той школьной среде, где он находился до поступления в семинарию. Большинство проступков учащихся Красноярской семинарии принадлежали к числу тех, которые назывались обыкновенными, не вызывающих особенно строгих мер. В большинстве случаев – это опоздания на уроки или утренней молитве, в не уведомлении или несвоевременном уведомлении дежурного наставника и наставника – наблюдателя о причинах неявки на уроки, неискренности в исполнении обязанностей дежурного, изредка шалость или возня во время перемен, ещё реже уклонение от посещения уроков под мнимым предлогом болезни или неимением обуви, а также и уклонение от посещения церковных служб.
Дисциплинарные меры взыскания, которые употреблялись в случае совершения учащимися проступков были следующие: простые замечания, внушения и указания наставников, директора, которые чаще всего имели место и вполне достигали целей нравственного воспитания; штрафные замечания наставников – наблюдателей и дежурных наставников, выговор наставника наедине и оставление в классе после уроков преимущественно за подсказывание на уроке, и наконец, высшая мера взыскания – замечание от директора. Прочих высших мер взыскания, как то: выговор директора наедине и перед классом, а также внушение и выговор в присутствии всего совета, а также и в присутствии совета и всех учеников, а тем более удаление учащегося из семинарии за неодобрительное поведение в Красноярской учительской семинарии не было. Таким образом, к более сложным проступкам учащихся этой семинарии относились два случая проявления упорства под влиянием неудовлетворительно выдержанного этими учениками письменного экзамена по одному из предметов. Меры взыскания – оставление учеников после уроков на 4 часа в праздничный день и убавление годового балла на единицу. Мера эта, как видно из последующих наблюдений за этими учащимися, достигла благоприятных результатов. Средний балл всех учащихся по поведению, как правило, равнялся 5. Кроме общих воспитательных мер, прилагаемых в той и другой семинарии, директора использовали ещё и особые воспитательные меры. Институт наставников–наблюдателей в Красноярской учительской семинарии еще более упрочился. В Красноярской семинарии, где начальству необходимо было следить за домашней жизнью воспитанников вне стен семинарии, институт наставников представлялся делом большой необходимости. Всех наставников Красноярская семинария имела 5, считая директора. Наставники-наблюдатели руководствовались соответствующими инструкциями составленными директором, одобренные педагогическим советом и утвержденные генерал-губернатором Восточной Сибири. Кроме наставников-наблюдателей, имевших в своем ведении отдельных воспитанников, Красноярская учительская семинария имела классных наставников, имевших в своем ведении целый класс; наставники-наблюдатели имели под своим руководством воспитанников разных классов, классные же наставники внимательно следили за поведением, прилежанием, вниманием и успехами учащихся своего класса, входили в отношения с наставниками-наблюдателями, вели кондуитные книги своего класса, находили с помощью наставника-наблюдателя и директора справки о причинах неявки на уроки учащихся своего класса, принимали от преподавателей четвертные ведомости об успехах, а от наблюдателей-наставников получали сведения воспитательные, и составляли четвертные отчеты, которые затем рассматривали в педагогическом совете, руководили при содействии всех наставников домашним чтением учеников и т. п.
В семинарии постоянно имелось в виду, что только соединенные усилия всего педагогического персонала могут благотворно влиять на правильное развитие воспитанников. Директор согласно статьи 3 инструкции старался частными беседами и обсуждением вопросов, как на заседаниях педагогического совета, так и на педагогических собраниях, разъяснять все недоразумения преподавателей и направлять их силы к совокупной деятельности всех наставников, которые бы представляли одно стройное целое. К сожалению, в Красноярской семинарии со стороны одного из членов педагогического совета директор неоднократно встречал, если не противодействие, то холодное, индифферентное отношение к делу, ограничивавшееся, лишь формальным, точным исполнением преподавательских обязанностей. Окружным начальством были приняты меры к устранению сложившейся ситуации.
В Красноярской семинарии для того, чтобы разнообразить часы досуга воспитанников, доставить им полезные и приятные развлечения и производить по мере сил возможностей нравственное воздействие, директор этой семинарии при усердном содействии наставника русского языка и словесности помогал воспитанникам семинарии на праздниках устраивать спектакли, для чего заведены маленькие комнатные декорации. Показывались коллекции картин волшебного фонаря, изредка устраивались чтения, опыты и т. п. Этим вечерам не придавалось официального характера, посещение их не обязательно, но ученики обыкновенно собирались все, проводили эти вечера с видимым удовольствием. Эти вечера бывали чаще всего во вторую и третью четверти учебного года, на Рождественских и пасхальных вакациях (каникулах) и по праздникам [205. Оп. 1. Д. 2. Л. 13-24].
Заботы начальства Красноярской семинарии были устремлены не только на умственное и нравственное развитие учащихся, но и на их физическое воспитание. На физическую подготовку учащихся обращалось должное внимание, не смотря на то, что тесное помещение не давало возможности вести постоянные занятия гимнастикой.
В теплое время воспитанники занимались гимнастикой на открытом воздухе под руководством директора. Кроме того, иногда проводили пешие экскурсии и прогулки, которые также благоприятно отражались на здоровье воспитанников. Иногда во время вечерних чтений проводились беседы, доклады как, относящиеся к гигиене человека, его здоровью, лечению и профилактике болезней и т. д., как, например, изложенное на одном из вечеров, наставление доктором семинарии о причинах и лечении дифтерии, принесшее, по мнению присутствовавших, известную долю пользы воспитанникам [205. Оп. 1. Д. 2. Л. 24; Д. 3. Л. 11-12].
Выше уже было сказано, что в учительских семинариях, в отличии, например, от общеобразовательной средней школы, – где воспитание, несмотря на свою значимость, не являлось самостоятельной деятельностью и выступало как следствие обучения, – воспитанию всегда придавали большое значение, несмотря на то, что оно концентрировалось в основном на умственном и религиозно-нравственном воспитании. Содержание воспитательной работы в учительской семинарии вытекало из основной принципиальной установки, положенной Министерством народного просвещения в основу педагогического образования. Эта установка требовала все воспитание основывать на религии и народных началах. Идеологическим стержнем содержания воспитательной работы являлись охранительные начала православия, самодержавия и народности – знаменитой Уваровской формулы, исходя из которой, была определена важная задача воспитания учащейся молодежи, направленная на выработку в учащихся религиозного чувства, любви и преданности престолу и отечеству, уважения к законам родины, семье и собственности [48, с. 183; 60, с. 56; 199, с. 71].
Развитие капитализма в стране выявило непригодность школы воспитывать нужных обществу деятельных и инициативных граждан, поэтому вопросы воспитания, рассматриваемые как самостоятельные и важные вопросы работы школы, заняли видное место. Постепенно воспитательная работа в школе все больше приобретала самостоятельное значение. В определенной мере инициатива снизу была поддержана Министерством народного просвещения в предреволюционные годы в виде новой школьной политики, начавшейся при министре Н. П. Боголепове. Однако с особой остротой недоработки воспитательной работы были проявлены в годы первой русской буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. И если министры народного просвещения времени новой школьной политики Н. П. Боголепов, П. С. Ванновский, Г. Э. Зенгер и др., говоря о воспитательной работе и ее расширении в рамках школы, имели в виду многоцелевое назначение этой работы, охват целесообразной воспитательной работой по возможности всех сторон деятельности ученика, тем самым способствуя не только приобретению воспитательной работой самостоятельного значения в деятельности школы, но и проникновению прогрессивных педагогических идей, инноваций в воспитательный процесс, его обогащение. Теперь же прежние задачи, средства, методы воспитательной работы подвергаются сомнению. Прежний идеологический императив (охранительных начал православия, самодержавия и народности) содержания воспитательной работы явно не срабатывал в достаточной мере, поэтому его следовало подновить. В ход стали идти наукообразные рассуждения о важности воспитательной работы, подкрепленные авторитетом педагогической риторики. Несмотря на поражение революции 1905 – 1907 гг., о полном возврате к прошлому в части воспитательной работы не могло быть и речи, что в известной мере подтверждает циркуляр Министерства народного просвещения от 7 июля 1907 г. за № 14059. Согласно этому циркуляру учебная и воспитательная стороны школьного дела настолько тесно связаны между собой, что нельзя говорить об одной из них, не упоминая о другой, правильная постановка учебного дела имеет глубокое влияние на всю психологию ученика не только дисциплинируя его мысль и обогащая знаниями, но и развивая его волю, способность и любовь к труду, а, следовательно возвышая его нравственные качества. Но поставить хорошо учебную часть в школе, в которой не обращают внимания на воспитательные задачи, невозможно: ученик распущенный, не привыкший владеть своими настроениями, не приученный к исполнению своих обязанностей, не имеющий твердого сознания долга и чести, не может воспользоваться результатами даже хорошо поставленного преподавания, так как учение требует тех именно качеств, которые у него отсутствуют.
Эти основные положения всякой школы в нашей школе сознавались не всегда и не везде с достаточной ясностью, последствием чего явилось в недавнем прошлом такое состояние школы, которое граничило с полным его разложением.
Признавая, что улучшение постановки учебного дела, усиление умственной работы учеников не может не отразиться благоприятно на воспитательных задачах школы, Министерство обращало внимание педагогического персонала на необходимость глубокого изучения в школе русской истории, языка и литературы. Многие явления, характеризующие недочеты нашей школы, обуславливаются недостаточным знакомством учащейся молодежи с великим прошлым их общего отечества. Вдумчивое и серьезное изучение этого прошлого воспитывает в учащихся те чувства, которые необходимы для полезной их деятельности в предстоящей им жизни и без которых они не могут быть полезными членами государства [218. Оп. 1. Д. 169. Л. 66-67].
В первом абзаце этого циркуляра Министерство выделяет воспитательные задачи как самостоятельные и одинаково необходимые в сравнении с учебными. Воспитательная работа также важна в школе как и учебная работа. Невозможно добиться высоких, по возможности полноценных успехов в учебе, если плохо поставлена в учебном заведении воспитательная работа.
Во втором абзаце подчеркивает необходимость постоянной, серьезной, неотступной воспитательной работы, на проведение которой не должны особо влиять лихолетья, политические и/или экономические потрясения и тогда школа будет максимально возможно выполнять свои функции. Забвение, упустительство, недостаточное внимание вопросам воспитания может привести к разложению школы, негативно отразиться не только на состоянии школы, но и общества в целом.
Третий абзац циркуляра, как и первый, говорит о необходимости тесного взаимодействия учебной и воспитательной работы, обусловленность одного другим, но некоторая акцентуация делается на важности усиления воспитательной работы через учебную деятельность, через учебный предмет, ибо в прежние времена (70-90-е гг. XIX в.) акцентуация в основном делалась на то, чтобы через усиление воспитательного воздействия (в поведении, прилежании и т. д.) улучшить учебную деятельность учащихся.
Таким образом, экономическое, социально-политическое развитие государства и общества, а также распространения здоровых педагогических идей в учительской среде способствовали прогрессу воспитательного дела и известной корректировке позиций официальной педагогики в вопросах воспитания подрастающего поколения.
В учительских семинариях Енисейской губернии в начале XX в., как и в конце XIX в., особое значение придавали поведению учащихся, отчет по которому директора держали перед высшим учебным начальством особо, отдельно от отчета по воспитательной работе, так как оценивалось поведение не просто учащихся, а учащихся – будущих учителей начальной школы, которые должны будут личным примером, как одним из основных методов воспитания оказывать воспитательное воздействие на учеников. Так, например, поведению воспитанников Красноярской учительской семинарии, согласно отчету ее директора за 1916 г. уделили пристальное внимание директор и весь учительский персонал. Стараясь по мере своих сил, внушали воспитанникам сознательное отношение к себе и своему будущему назначению. Всякий проступок, если он выходил из ряда обыкновенных ученических, обсуждался в педагогическом совете и делались замечания от лица совета, а в большинстве случаев делались разъяснения дурных сторон директором, а за не успешность лишались временно казенной стипендии. К числу проступков, с которыми приходилось считаться воспитателям, относились: небрежность в занятиях и грубость. В случае безуспешности и ясного несоответствия воспитательным требованиям учебного заведения и несоответствия его будущей деятельности в роли учителя начальной школы, воспитаннику предлагалось оставить учебное заведение, таковых случаев в 1916 г. был один. К мерам взыскания относились: выговоры директора, наставников и оставление в семинарии для подготовки уроков, если таковые означенными не были подготовлены своевременно и, по подготовлении, выслушивались тем наставником, которым и были оставлены. Поведение учащихся 1 и 2 классов было примерно одинаковым и за весь год в среднем равнялось 4,775 балла. В 3 классе балл по поведению был выше и в среднем за год равнялся 4,9 [205. Оп. 1. Д. 802. Л. 13-14].
Большое внимание уделялось религиозному воспитанию учащихся. Так, например, в Минусинской семинарии, прежде всего, старались воспитывать в учащихся дух живой и деятельной любви к Богу и ближнему и усердия к церкви. Ежедневно, перед началом учебных занятий воспитанники собирались в рекреационном зале семинарии, в присутствии директора и своих наставников, и читали по очереди положенные молитвы. Во все воскресные и праздничные дни, а также в канун праздников они неукоснительно посещали церковные службы. Во время этих служб они находились под постоянным надзором директора семинарии или одного из членов педагогической корпорации, несших обязанности надзора за поведением воспитанников в церкви по очереди. В целях религиозного воздействия на воспитанников директор семинарии иногда произносил перед воспитанниками за богослужением речи-проповеди. Основным средством воздействия на учащихся, в случае уклонения их от посещения церковной службы, являлось увещевание директора и законоучителя семинарии, впрочем, случаев нарочитого уклонения воспитанников от посещения богослужений не было вовсе. Поведение их в храме не оставляло желать лучшего: стояли благоговейно, с надлежащим вниманием слушая церковную службу и принимая в ней посильное участие в качестве чтецов, певцов и прислужников. Большое значение в деле воспитания религиозных чувств учащихся имели уроки Закона Божьего, на которых законоучитель давал нравственное направление сердцу и воле воспитанников, внушая им идею о Боге-Творце и Промыслителе мира, и укрепляя чувства живой веры в Бога, благоговения и любви к Нему, покорности и надежды. Еженедельно законоучителем уделялось по одному часу в каждом классе на чтение Библии на славянском языке с необходимыми и доступными учащимся обоснованиями, в кануны больших праздников выяснялось воспитанникам смысл и значение празднуемого события в жизни христианина и в деле наилучшего спасения. В отношении религиозного воспитания учащихся имел значение и личный пример членов учебно-воспитательного персонала, посещавших вместе с учащимися церковь в целях нравственного воспитания, учащимся при всяком удобном случае говорилось о важном и ответственном значении должности народного учителя, работника по народному образованию – этому существеннейшему фактору народной и государственной жизни, – выяснялся круг их будущих многообразных тяжелых обязанностей, побуждающих всечасно стоять на высоте нравственного закона. Директор, законоучитель и классные наставники вели с учащимися внеклассные беседы по вопросам христианской морали или касались их в соответствующих случаях на уроках.
Напоминая учащимся их обязанности по отношению к Богу и церкви, государю императору, царствующему долгу, Родине, семье и обществу, к начальникам, наставникам и друг другу, – педагогическая корпорация личным примером посильно стремилась воздействовать на нравственную сторону жизни учащихся, показывая как следует аккуратно, добросовестно и точно, по мере сил своих и разумений, выполнять возложенные на них обязанности [205. Оп. 5. Д. 52. 9-10].
В Красноярской учительской семинарии ученики по воскресным и праздничным дням посещали богослужения, принимали участие в чтении и пении, а в святую четырехдесятницу исполняли христианский долг говенья, исповеди и святого причастия. Перед началом занятий ежедневно совершалась утренняя молитва по окончании которой, пелся гимн «Боже царя храни». Все меры нравственного воздействия клонились к выработке из учащихся преданных сынов церкви и честных слуг царя, развить любовь к делу народного просвещения и добросовестное отношение к делу, помня, что им вручаются будущие граждане, от которых зависит благоденствие государства [205. Оп. 1. Д. 802. Л. 17].
Немаловажное значение в работе учительских семинарий придавали воспитанию в учащихся патриотического духа. Помимо того, что стали больше внимания уделять этому вопросу на занятиях по истории русской литературы, отечественной истории, географии Российской империи, педагогический персонал учебных заведений принимал меры к организации внеурочных форм занятий патриотическим воспитанием. Например, в Минусинской семинарии, «в целях развития патриотического чувства в воспитанниках, директор часто произносил патриотические речи перед ними, устраивал чтения и обсуждение воспитанниками рефератов на темы историко-патриотического характера; расположил семинаристов петь национальный гимн после молитвы, перед рефератами и после рефератов; воспитанники исполняли гимн благоговейно перед портретом государя императора.
Во время войны с целью пробудить в воспитанниках чувство долга и обязанности по отношению к защитникам Родины – солдатам, а с другой стороны приучить их к делам благотворительности по отношению к пострадавшим воинам, семинария по предложению директора решила оказывать братскую помощь двум воинам, пострадавшим на театре военных действий; одному оказывает помощь педагогическая корпорация семинарии, другому воспитанники.
В тех же патриотических целях семинария, при помощи воспитанников, устраивала однодневный кружечный сбор на образование фонда для помощи детям воинов; денег собрано 119 р. 52 к. Эти деньги пошли на образование двух стипендий: одна в 100 руб. для помощи детям вообще воинов, другая в 19 р. 52 к. для помощи сиротам воинов – георгиевских кавалеров» [205. Оп. 5. Д. 52. Л. 11-12].
Проводили патриотические спектакли, как, например, 20 марта 1916 г. в помещении театра пожарного общества силами воспитанников семинарии и учениц женской гимназии был поставлен платный спектакль в пользу Минусинского городского комитета по призрению семейств лиц, призванных на войну. Спектакль состоял из трех отделений. Первое отделение включало пьесу «Недоросль» – комедию в 5 действиях Островского. Второе отделение представляло песни и музыкальные произведения. Третье отделение было гимнастическим [205. Оп. 1. Д. 387. Л. 20].
Подъему патриотического чувства и воспитанию патриотического духа способствовали торжества, устраивавшиеся в дни замечательных событий русской истории или в жизни великих русских людей. При праздновании 200-летнего юбилея М. В. Ломоносова в учительских семинариях читались рефераты, раскрывающие жизнь и деятельность М. В. Ломоносова, его творчество и значение в истории русского просвещения. В присутствии всех воспитанников были отслужены литургии и панихиды, проведены торжественные собрания и концерты с исполнением поэтических музыкальных и песенных номеров, посвященных юбиляру. В конце торжества учащимся были подарены книги проф. Б. И. Меншутнина о Ломоносове [205. Оп. 1. Д. 230. Л. 80].
Празднование 50-летнего юбилея освобождения крестьян, события столь знаменательного в жизни русского государства, проходило с должной торжественностью. Накануне знаменательной даты 19 февраля, днем раньше, в пятницу, 18 февраля, в учительских семинариях, как и во всех других учебных заведениях МНП, были совершены панихиды по императору – освободителю Александру II.
В субботу, 19 февраля, после литургии и благодарственного молебствия с провозглашением многолетия – популярное изложение учащимся значения реформы 19 февраля 1861 г. в связи с главнейшими событиями жизни и царствования императора Александра II. Чтение сопровождалось демонстрированием, где это оказалось возможным, световых картин (при помощи волшебного фонаря).
После упомянутого исторического очерка, учащиеся декларировали стихотворения, посвящения чествуемому событию, а так же чтение соответствующих статей и отрывков (по предварительному одобрению таковых учебным начальством).
После стихотворений шло пение юбилейных песен и кантат. В заключение исполняли национальный гимн. Каждый класс был награжден портретом Александра II. Примерно в таком же плане в губернских учительских семинариях проводили и ряд других юбилеев, например, 100-летний юбилей Отечественной войны (1912 г.), 300-летие дома Романовых (1913), 100-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова и др. [218. Оп. 1. Д. 398. Л. 4; Д. 414. Л. 77].
Трудовому воспитанию в учительских семинариях отводилось значительное место. В отличие от всех других типов учебных заведений – начальных и средних, исключая ремесленные и технические училища, учительские семинарии проводили на постоянной основе занятия ручным трудом. Кроме того, вводились дополнительные занятия по переплетному делу, проводили мероприятия по привлечению семинаристов к занятиям агрономией: садоводством, огородничеством.
Физическому воспитанию в учительских семинариях также придавали немаловажное значение. Здесь проводили регулярные, обязательные для всех семинаристов занятия гимнастикой: военной, сокольской и шведской. Кроме того, в летнее время занимались играми и легкой атлетикой в сосновых борах и на училищных дворах и не только во время уроков физкультуры, но и на переменах и после занятий.
В годы войны учащиеся учительских семинарий приступили к более усиленной подготовке военному строю и владению винтовкой. Однако эти занятия, в отличие от школ общеобразовательных, проводились во время уроков физкультуры. Наиболее усиленно военной гимнастикой и строем занимались учащиеся двух старших классов. В младших классах преобладали занятия сокольской гимнастикой и отчасти шведской. После утверждения царем «Положения о мобилизации спорта» от 8 декабря 1915 г. занятия военной гимнастикой и строем в известной мере проводились при содействии и под наблюдением особых, образуемых на местах, военно-спортивных комитетов, спортивными и гимнастическими обществами [217. Оп. 1. Д. 11. Л. 37].
Эстетическому воспитанию учащихся в губернских учительских семинариях также уделяли известное внимание. Определенную роль в этом играли уроки рисования и пения.
На уроках рисования у учащихся развивали технику рисования, давали знания об известных художниках, направлениях в живописи, но также обращали внимание на красоту в сочетаниях линий и красок [205. Оп. 5. Д. 52. Л. 12].
На уроках пения обращали внимание учащихся на красоту созвучий, тонов, гармонию звуков, проводили беседы о жизни и творчестве выдающихся композиторов, музыкальных жанрах и т. д. Занятия музыкой также имели большое значение в деле эстетического воспитания. Музыку считали языком чувств и не только в личном смысле, но и в общечеловеческом. Отражая в себе радость и горе, надежды и мечты, стремления и цели, музыка служит выражению внутренней жизни человека и народа. Действуя на чувство, она облагораживает человека, делает его гуманнее, восприимчивее ко всему чистому и высокому [205. Оп. 1. Д. 800. Л. 25; Оп. 5. Д. 52. Л. 12].
На уроках физкультуры шведская гимнастика, сокольская гимнастика, игры способствовали развитию чувства ритма, красоты и гармонии движения, вкуса к прекрасному [197, с. 103; 205. Оп. 5. Д. 52. Л. 12].
Элементы искусства присутствовали на уроках естествознания, когда «внимание воспитанников обращалось на красоту всей природы, этого стройного целого с ее цветами, лесами, долинами, горами» [205. Оп. 5. Д. 52. Л. 12].
Развитию художественно-эстетического вкуса у учащихся способствовали школьные праздники, вечера, концерты, спектакли, утренники. Наиболее часто проводили музыкально-вокально-литературные вечера, которые включали, наряду со сценическими постановками, концертные номера: исполнение песен, музыкальные номера, декламация печатной продукции, изредка спортивные и цирковые номера [205. Оп. 1. Д. 387. Л. 20].
Определенное эстетическое воздействие на учащихся оказывало чтение художественной литературы, в известной мере проводимое под руководством преподавателей русского языка и словесности, что в свою очередь в некоторой степени углубляло восприятие художественных произведений, помогало понять, в чем сила их художественного воздействия. Умелые рекомендации педагогов помогали воспитанникам осмыслить читаемое, корректировали отношение к выбору литературы, воспитывали художественно-эстетические потребности [205. Оп. 1. Д. 47. Л. 4-5].
Большие возможности для эстетического воспитания представляла природа, оказывавшая глубокое влияние на развитие эстетических чувств. Экскурсии, походы, прогулки, работа в семинарском саду, в роще, учили видеть красоту природы, эмоционально ее переживать, воспитывали потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.
В итоге анализа содержания вышеприведенного фактического исторического материала можно сделать следующие выводы.
Воспитательная работа всегда занимала одно из ведущих мест в деятельности учительских семинарий Енисейской губернии, однако в конце XIX в. главное внимание педагогических советов концентрировалось на нравственном и религиозном воспитании, хотя другие направления воспитательной деятельности также имели место.
Взыскания, налагаемые на воспитанников, имели конечной целью их нравственное исправление, однако считалось, что нерационально смотреть на наказания как на основу, как на одно из сильнейших средств нравственного воспитания. Часто повторяющиеся проступки учеников, а следовательно взыскания, – рассматривались как вернейший признак того, что преподаватель недостаточно бдителен, энергичен и опытен.
Основным средством нравственного воспитания считали нравственно-гигиеническую обстановку семинарии, при которой возможно большее число проступков было бы предупреждено. При этом целью взысканий низших степеней было приучение воспитанника к исполнению правил, предупреждающих в будущем серьезных проступков. Назначение взысканий совершенно зависело от педагогических соображений директора семинарии и наставников.
Особое внимание обращалось на развитие в учащихся чувства религиозности, аккуратного исполнения своих обязанностей, уважения к постановлениям начальствующих лиц и законам. Одновременно педагогический персонал семинарий старался по возможности максимально наполнить все время воспитанников разнообразной деятельностью, насколько позволяли средства семинарий, с тем, чтобы воспитать в них самостоятельность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, предприимчивость и т. д. которые им потребуются в их будущей профессии, что являлось в известной мере важными шагами в реализации концепции подготовки для сельской школы учителя-хозяина.
В учительских семинариях постоянно имели в виду, что только совместные усилия всего педагогического персонала могут благотворно влиять на правильное развитие воспитанников, поэтому директора старались разъяснять все разногласия преподавателей и направлять их силы к совокупной деятельности всех наставников, которые бы представляли одно стройное целое.
Содержание воспитательной работы в учительских семинариях вытекало из основной принципиальной установки, положенной Министерством народного просвещения в основу педагогического образования. Эта установка требовала проводить воспитание на началах религии, самодержавия и народности, исходя из чего была определена важная задача воспитания учащейся молодежи, направленная на выработку в учениках религиозного чувства, любви и преданности престолу и отечеству, уважения к законам родины, семье и собственности.
Развитие капитализма в стране выявило потребность в воспитании деятельных, инициативных граждан, поэтому вопросы воспитательной деятельности педагогического персонала заняли видное место в работе учебных заведений. Более рельефно выступило самостоятельное значение воспитательной работы в начале ХХ в., когда стали признавать многоцелевое назначение воспитания, охват целесообразной воспитательной деятельностью по возможности всех сторон воспитания ученика, тем самым способствуя не только приобретению воспитательной работой самостоятельного значения в деятельности учебного заведения, но и проникновению передовых педагогических идей, инноваций в воспитательный процесс, его обогащение.
Новые веяния, подходы, наполнявшие, преобразовывавшие воспитательный процесс, способствовали усилению военно-патриотического и гражданского воспитания учащихся, которое особенно рельефно проявилось в годы первой мировой войны, когда воспитанники учительских семинарий не только внешне проявляли свой патриотизм в шествиях по улицам с пением народного гимна, митингах, в чтении рефератов на соответствующие темы, в празднествах и торжествах и т. п., но также и в выполнении своего гражданского и христианского долга, выражавшегося в помощи беженцам, раненым, инвалидам войны, их семьям, создании трудовых дружин, устройстве семинарских коек в госпиталях, кружечном сборе, благотворительных спектаклях, концертах, лотереях, участии в Романовском комитете, во всероссийском обществе памяти воинов Русской армии.
Заметно возросло внимание к работе с воспитанниками по трудовому физическому и эстетическому воспитанию в результате расширения номенклатуры обязательных и необязательных учебных предметов, возрастанием участия семинаристов во внеурочной деятельности.
В воспитательной работе были и недостатки. Иногда в деятельности отдельных преподавателей присутствовал формализм, высокомерие. Недостаток квалифицированных специалистов и укомплектованности необходимым оборудованием соответствующих помещений снижал в ряде учительских семинарий эффективность воспитательной работы, сдерживал развитие внеурочных форм организации воспитательного процесса. Тяжесть наказания не всегда зависела от тяжести проступка, но также от педагогических соображений и настроений педагогического совета.

Презентация на тему: «Инновации в учебно-воспитательном (образовательном) процессе педагогических учебных заведений Енисейской губернии начала XX в.»





Диссертация на заказ без посредников, без предоплаты

Author: Admin