Уважаемые студенты! На сайте Вы можете посмотреть примеры диссертаций, дипломов, рефератов, презентаций, докладов, статей по экономическим и гуманитарным дисциплинам.

Сценарий и режиссура сценария праздника


Диплом на тему: «Функционирование клубов в условиях поселениях закрытого типа»

Праздник- это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Методику проведения праздника можно представить следующим образом: создание постановочной группы, создание сценария, определение темы мероприятия, определение сверхзадачи мероприятия, определение масштаба мероприятия, выбор формы воплощения замысла, подбор выразительных средств, постановка и проведение мероприятия, табл.2.1.
Праздник теряет свой смысл, если в нем не учтены и не использованы реально социальные установки участников или сделан упор лишь на эмоциональный настрой. Необходимой работой режиссера выступает социально-психологическая нюансировка как часть сценарно-режиссерской разработки, а сами психологические механизмы поведения человека превращаются в инструмент режиссуры. При этом праздничный настрой и степень активности личности зависят не только от ее самой, но и от атмосферы в коллективе, от отношения к празднику.
Сопоставляя праздник и игру, можно отметить, что праздничная атмосфера колеблется между серьезным и игровым, строго определенным и произвольно свободным. Если в обыденной жизни практическое и игровое действие разделены между собой, то праздник такого разделения не знает, так как в нем всегда есть условный, символический, обрядно зрелищный момент. Праздник есть перевод на язык игровых правил наиболее существенных, переломных моментов человеческой жизни.
Социальная сущность праздника в первую очередь проявляется в том, что он представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий мировоззрение данного общества, его политические, нравствен-ные и эстетические идеалы.
Рассмотрим особенности сценария массового детского праздника.
Сценарий массового детского праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора. Тема- это круг жизненных явлений, отобранных сценаристом и режиссером. Идея- это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.
Тема обычно задана в самом начале праздника, а к идее как к общему главному выводу сценарист и режиссер должны подвести собравшихся зрителей. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария.
В драматургии массового зрелища вступают в силу свои особенности. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии массового зрелища, действа специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении разнородных эпизодов, номеров и “аттракционов”. Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество- драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность различных тем и жанровых разновидностей.
Нельзя особенно в массовом детском празднике, имеющем в своей основе конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о войне, вообще о пятилетке и т.д.
Действие массового зрелища, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического -к музыке, от музыки -к слову и т.д. И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение. [11; 224]
Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового детского праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Поиски такого хода, являются специфичными для сценариста и режиссёра массового действия. Заданный драматургический ход, двигающий развития сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля, кинофрагмент, они чередуются с публицистическими выступлениями, массовыми действиями участников.
В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку. Следующая часть композиций – основное действие. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям:1) Строгая логичность построения темы; 2) Нарастание действия; 3) Законченность каждого отдельного эпизода; 4) Конкретность построения. Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к наивысшей точки в развитии действия. После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия.
Рассмотрим особенности режиссуры массового детского праздника:
Это весьма важная часть композиции. Приступая к созданию постановочного плана, режиссёр строит его на основе сценария массового представления. Здесь в работу непосредственно вступают композитор, дирижер, балетмейстер, хормейстер, режиссёр спортивных эпизодов и номеров оригинального жанра.
Большое внимание уделяется работе с художником, потому что образно -пластическое решение массового представления во многом определяет его идейно – художественную силу. В решении этой задачи участвует и художник по свету, и режиссёр – монтажёр киноматериала, и звукооформитель (подготовка и запись фонографии). Одна из трудных проблем – нахождения верного темпа-ритма массового эпизода. Здесь многое может прояснить музыка. Точно найденный характер звукового ряда является важным компонентом в нахождении нужного темпа-ритма и образного решения массовых сцен. К сводным репетициям основные эпизоды и номера должны быть отрепетированы. Режиссёр обязан решать и вопросы подготовки массовых групп, их приход на сцену, эвакуацию массы со сцепы. Работу режиссёра при постановки театрализованного представления можно определить как творчески -организаторскую.
Детский массовый праздник имеет разновидные средства эмоционального воздействия. Это прежде всего живое слово, создающие образы, речь ведущего, занимающая в себе важную цель, соединяющая эпизоды, поэтическое слово, имеющее сильное воздействие на зрителей, а также средства искусства (музыка, песня, художественное и документальное кино, живопись, хореография, спорт, свет, звук…), которые эмоционально настраивают участников массового праздника, усиливают воздействие происходящего на сценической площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперёд действия. Отличительной особенностью драматургии и режиссуры детских массовых представлений является то, что они построены на действии смены людей. Человек в ситуации массового праздника должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссёрской разработки предусмотреть пути его активизации, каналы по которым может развиваться активная деятельность нужного участника во время праздника. Специфичность драматургии и режиссуры детского массового праздника заключается в представлении собой не только и не столько организацию действия на сценической площадке, сколько организацию действия аудитории, силой массы участников. А также во внесение во внесении в массовое действие элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов.
Сущность общей методике технологии режиссёрской деятельности заключается в процессах отбора и разработке специфических эмоционально-выразительных средств и приёмов воздействия на детей-зрителей в организации форм типов постановок: создание эпизодов и их художественная организация в комплексную форму целостной досуговой программы; использования определённых методов режиссуры «театрализации», «иллюстрирования», «игратизации»; сочетание различной видов деятельности: творческой, исследовательской, педагогической, драматургической, исполнительской и других различных условиях (театрально-сценических, семейно-застольных, масштабно-открытых, природно-площадных и т.д.); организационные работы с различными категориями людей (профессиональными специалистами, актёрами, ведущими, самодеятельными коллективами, участниками реальных событий и игровых массовых действий; использования в постановках разнообразных эмоциональных выразительных средств (художественных, документальных, игровых, технических, живого слова и зрелищных эффектов, действия, пластики, музыки, изобразительных и выразительных); использования в синтезе отдельных компонентов и структурных элементов композиции разнообразных приёмов монтажа (последовательного, контрастного, ассоциативного, параллельного, ретроспективного и др.), типов связок (сюжетных, тематических, состязательных, конфликтных, проблемных, интермедийных и др.). [11;384]
В Международный день защиты детей устраиваются мероприятия для детей, проводятся конкурсы с подарками, устраиваются концертные программы, спортивные состязания, различные выставки и познавательные мероприятия, а также устраивают благотворительные акции, целью которых является улучшение жизни детей.
Ежегодно в России в каждом регионе разрабатывается и пересматривается план мероприятий, направленный на проведения праздника «День защиты детей». Он включает в себя как организационные, так и культурно-массовые мероприятия, табл.2.2.
Детский праздник может иметь множество сценариев. Безусловно, развлекательную программу праздника ведут ведущие или организаторы праздника. Задача организаторов праздника состоит в том, чтобы организовать детей для проведения различных конкурсов, викторин и т.д.
Рассмотрим один из сценариев детского праздника, в качестве примера, прил.1. Таким образом, праздник состоит из вступления ведущих и далее проведение различных игровых мероприятий. В основном на празднике проводятся множество игр для детей. Наиболее известными играми являются: «Угадай кто», «Мумия», «Поиски клада», «Верю, не верю», «Карлики и великаны», «Руки вверх» и др. Рассмотрим кратко суть игр для детей для проведения праздника, прил.2.
В первый день лета в городах России также организуются катания на аттракционах и походы в кино. К 1-му июня, как правило, приурочивают благотворительные акции в пользу детей с ограниченными возможностями, сирот, детей из малоимущих и неблагополучных семей.
Праздник, отмечаемый 1 июня, не зря носит название День Защиты Детей. «От улыбки станет всем светлей» поётся в доброй детской песне, и, действительно, порой одной чистой детской улыбки достаточно, чтобы растопить сердце вечно занятого и усталого взрослого. Как это не печально, в мире миллиарды детей, которые больше других нуждаются в защите и помощи. У них слишком редко бывает повод для улыбки и их детство нельзя назвать счастливым. Обделённые любовью детишки, которые нуждаются в помощи, всегда рядом с нами. И даже самая маленькая толика заботы и внимания вызовет на их лицах редкую, но искреннюю и благодарную улыбку.
Как показал проведенный анализ, в городах России для детей осуществляется множество развлекательных мероприятий, в том числе и осуществляется насыщенная программа по проведению праздника «День Защиты детей». Рассмотренные выше социально-культурные особенности поселков закрытого типа, свидетельствуют о скудной клубной жизни детей и отсутствия проведения различных праздников, в том числе и Дня защиты Детей.
Для изучения предпочтений досуга детей в поселениях закрытого типа, необходимо проводить социологическое исследование, направленное на изучение досуговой деятельности. Для этого используются различные методы.

Приложение 1.Сценарий детского праздника

Приложение 2.Наиболее известные игры для проведения праздника «День защиты Детей»

Приложение 3.Анкета для проведения исследований предпочтений детей в организации досуга в поселке. Результаты анкетирования предпочтений детей в организации досуга в поселке

Приложение 4.Сценарий праздника «1 июня – День защиты детей»

Приложение 5.Творческая часть праздника «День защиты Детей»




Диссертация на заказ без посредников, без предоплаты

Author: Admin